01:12 

Shaanti
Аллюзионист
Если я правильно понимаю, теория "отказа от истории" Леви-Строса перекликается с теорией священного и мирского Элиаде.
Оба говорят об упразднении временных изменений. И тот и другой отмечают, что в примитивных обществах положение "до" позиционируется как вневременное состояние всего существующего.
Если не брать во внимание естественные различия между углами зрения антрополога и историка религий, то общую суть их теорий можно выразить так: "до" - это время созидания. Космических тел, животных и растительных видов, человека и так далее. Только Леви-Строс говорит о регулярном повторении положения "до" как об искусстве пребывать в одном состоянии, сохраняя тем самым общество от различных угроз. Таким образом он доказывает непрерывное функционирование структур, которые аннулируют события, ибо события как раз и предназначены для того, чтобы структуры могли постоянно себя проявлять. А Элиаде понимает возвращение ко времени оному как периодически совершаемое обновление. Оно осуществляется посредством ритуалов и имеет своею целью проживание каждым индивидом моментов космогонического становления мира. Есть время мирское, а есть сакральное. Разумеется, все члены общества существуют в мирском, но с истечением определённого временного отрезка требуется символическое возвращение к истокам. По большому счету, это тоже отвечает задачам сохранения в обществе подразумеваемого Леви-Стросом благосостояния, только на более глубинных уровнях.
Оба учёных подчёркивают важность в этом деле мифов. Для Элиаде космогонические мифы - образец, по которому человек строит свою деятельность (и здесь, в общем-то, в некоторой степени можно говорить о структурах). Они же участвуют и в символическом возвращении во время оное. Для Леви-Строса функция мифов тоже заключается в стирании времени. И, как структуралист, он говорит о том, что традиционные версии некоторых мифов подвергались интеграции в них фактов важнейших событий - как то голод, перенаселение, война.
Самой мне ближе Элиаде, но в системе Леви-Строса есть то, чего у него нет и что кажется мне хоть и не слишком близким, но всё-таки верным.

@темы: мысль, структурализм, мифология, книги

URL
Комментарии
2012-09-10 в 19:10 

Лайтхаус
Скажу честно, не читала Леви-Стросса.
А вот про возвращение во время оно у Элиаде знаю и люблю. :) Особенно нравится мысль о том, что если неизвестно происхождение обряда, лекарства или чего-то еще, то обряд выполнять нельзя, и лекарство не подействует.

Даже процитирую:
Обратимся
еще раз к Эрланду Норденшельду: «Всякому магическому пению должно
предшествовать заклинание, где говорится о происхождении используемого
средства, иначе это средство не подействует <...>. Для того чтобы
лекарство исцеляло, нужно знать о его происхождении, о том, как оно было
порождено первой женщиной». В ритуальных песнях нахи, опубликованных
Д.Ф. Роком, решительно утверждается: «Нельзя использовать лекарство,
если вам неизвестно о его происхождении». «О нем можно говорить, только
если вы говорите о его происхождении».

Это "История религиозных идей" Элиаде. Прямо согласна на все сто: не понимаешь - не делай!

Да, и... здравствуйте :)

2012-09-10 в 20:27 

Светящий черным
Заходи и чувствуй себя, как Дома.
Я бы представил "Время оно" как песочные часы с двумя изолированными сосудами, в коих пребывают в покое две равные меры песка.

2012-09-11 в 12:19 

Shaanti
Аллюзионист
сияние пустоты, очень рада видеть у себя человека, которому близка система взглядов Мирчи Элиаде)
Я не читала "Историю религиозных идей". Но в "Аспектах мифа" он тоже уделяет большое внимание тому, что нужно знать происхождение чего-либо, иначе не будет результата.

Светящий черным, время оно, пожалуй, в одном сосуде хранится, а не на две части разделено)

URL
     

Лес лотосов

главная